Китай – удивительная страна, где простой смертный может стать богом. Так случилось с человеком по имени Лу Юй.
Лу Юй, пожалуй, самый известный из персонажей чайной истории. Он – автор трактата «Ча Цзин» («Канон чая»). В этом труде собрано все самое главное, что было известно о чае на тот момент. А тот момент – это восьмой век, эпоха императорской династии Тан. Нам повезло – трактат уже в те времена был оценен по заслугам, и, видимо, благодаря этому, текст его сохранился до наших дней. Относительно недавно появилось два перевода канона на русский язык.
Из «Ча Цзин» мы узнаем о том, как пили чай тысячу триста лет назад. И оказывается, что традиции чаепития – понятие не такое уже однозначное. В трактате Лу Юй описал способ приготовления чая, который сегодня известен под названием «варка по методу Лу Юя».
О происхождении будущего покровителя чайного дела почти ничего не известно. Через три дня после рождения в 733 году он был оставлен на берегу озера Сиху в местечке Цзинлин. Сейчас это место находится на территории провинции Хубэй. Младенца нашел настоятель монастыря Лунгай («Драконий покров»), он же дал ребенку имя. В монастыре Лу Юй научился множествам умений, в том числе и варке чая. В этот период китайской истории чай был уже не просто частью кухни, но и элементом буддийских практик.
Так и не приняв монашеский сан, юный послушник в 11 лет ушел из «Драконьего покрова» с труппой бродячих актеров. Началась долгая пора путешествий, обучение игре на сцене, в театрах теней и марионеток, в традиционной китайской драме. Лу Юй свел знакомство с выдающимися людьми своей эпохи. Тан – время расцвета всевозможных искусств, синтеза знаний. В то время было в моде писать трактаты на самые разные темы. Любой предмет, о которым был создан канон-цзин, становился признанной частью национальной культуры.
К 28 годам Лу Юй оставил на время скитания и осел в районе современного города Ханчжоу провинции Чжэцзян. Цель его была – подробно изучить историю чайного дела. К 778 году Лу Юй завершил свою главную работу – «Ча Цзин».
Канон состоит из десяти частей, в которых описывается чай как растение, рассказывается, какие инструменты и посуда нужны для его производства и приготовления, описывается способ варки и пития, дается информация об упоминаниях чая во всех трудах других авторов, а также перечисляются районы произрастания чая в танской империи.
С того момента, как Лу Юй вышел из состава труппы, он жил в монастырях или в качестве гостя-кэ. Так называли людей, которым зажиточные дома давали покровительство в обмен на службу. В 804 году Лу Юй тяжело заболел и умер на 72 году жизни в Хучжоу. Недалеко от этого города находится могила автора «Ча Цзин».
Автора «Ча Цзин» обожествили, назвав духом-покровителем чайного дела. Через некоторое время после смерти в месте его рождения, в Тяньмэне, был сооружен храм в его честь. Сейчас фигурку бородатого китайского старца можно увидеть в чайных не только в Китае, но и в России. Лу Юй-человек превратился в Лу Юя-бога, в духа чашэнь.
Памятник Лу Юю в парке чайной культуры в городе У И Шань