Вопрос возраста для чая остается одним из самых непростых. Несмотря на массу информации о пуэрах, продавцы по-прежнему нередко предлагают купить “пятнадцатилетний” пуэр по двести рублей за сто граммов. Купить его можно. Его можно даже пить, и он может быть совсем неплохим. Но очень сомнительно, что он пятнадцатилетний. Мне кажется, если бы тонны пуэра, которые есть на рынке, хранились бы в Китае по 15 лет, там бы уже закончились складские площади. А мы бы так и не дождались чая.
И все-таки в чайном мире есть понятие “лао ча” – в буквальном переводе – “старый чай”. Термин обычно используется для обозначения пуэров с многолетней выдержкой. Чаще всего речь идет о шен-пуэрах, то есть, о “зеленых”, “сырых” пуэрах, которым больше десяти лет.
Напомню, есть две технологии изготовления пуэров: естественная ферментация и технология влажного скирдования (“во дуй”). При первом способе производства получают шен-пуэры, при втором – шу-пуэры. Шу ведь, по одной из версий, для того и придумали, чтобы легко и быстро получать “состаренный” чай. Это была технология подделок. А теперь – отдельный продукт, очень популярный в России.
Оба вида пуэров могут длительно вылеживаться в фабричных или домашних условиях. Но не всегда вкус чая со временем улучшается. Это распространенное заблуждение, быстро проходящее с практикой. Есть чаи, которые, как выразился один знакомый чайный человек, “должны умереть молодыми”. Но бывает, что пьешь трехлетний шен и понимаешь, что любопытно было бы подержать его года три-четыре.
Как меняется чай во временем? В чем проявляется его “лао”?
Как-то в Китае на одном из рынков мы нашли большой блин лао-шена. Как нам сказали – девяностых годов. Очень часто старые чаи не имеют этикетки с точной датой выпуска, о возрасте можно судить только по вкусу, сравнивая с другими уже известными образцами. Шен этот удивительно пришелся ко двору. Шершавость и горечь в нем давно сменились мягкостью, но он не стал пустым и безвкусным, а наполнился “мелодией времени”, как говорят китайцы.
Несмотря на охлаждающую природу шенов, этот лао был весьма теплым по энергетике, очень спокойным, не разгоняющим. Это выдавало в нем именно шенскую сущность. С виду его легко можно было перепутать с шу-пуэрами: лао-шены от старости приобретают темный цвет листа и настоя. Но аромат у него был не шушный, слишком прелый, даже сыроватый.
А недавно угостили меня шеном 2002 года. Очень интересный экземпляр оказался. Для лао – слишком оранжевый настой. Слишком живой вкус. Фруктово-компотный, довольно терпкий. Но вся эта фирменная шеновость как будто покрыта патиной из аромата осенних листьев, сушеных яблок и грибов. Выразительный и глубокий оказался чай, хотя поняла я его совсем не сразу.
Несмотря на то, что шу – это уже итак искусственно состаренный чай, возраст все равно влияет на его цену. Поэтому у нас так много в магазинах “пятнадцатилетнего пуэра”. Каков на вкус настоящий пятнадцатилетний шу? Недавно мы пили чай якобы 1998 года. Если бы мне заранее не сказали, я бы, опираясь на личный опыт, дала ему максимум лет десять. Очень уж много в нем вкуса. Мне представляется, что со временем на место шушной сухости, ореховости или шоколадности, на место горького послевкусия приходит усталая сладость или даже пустота. А этот 15-летний экземпляр был какой-то пышущий здоровьем и страстями. Не правоверный лао. Но вкусный.
Вывод такой: 15-летнего пуэра на рынке в принципе очень мало и он дорог. Я уж молчу о более “древних” лао ча. В китайских чайных магазинах коллекционные старые чаи стоят по нескольку десятков тысяч юаней за блинчик (юань примерно равен 6 рублям). Так что 15-летний шу-пуэр по 300 рублей за сотню граммов – это легенды продавцов. Его можно пить, но его возраст, скорее всего, сильно преувеличен. Так уж сложилось, что у нас считается, будто трехлетний пуэр – это, извините, для лохов. Не поддавайтесь на провокации. Возможно, настоящий лао ча покажется вам не таким интересным, как простой и понятный шу 2012 года. Тогда зачем гнаться за возрастом? Впрочем, попробовать стоит. У времени все-таки неповторимая мелодия.
Мне вот интересно, какой лао ча можно получить самому. Сейчас у меня лежат дома несколько шенов. Но лежать им еще лет десять до настоящей старости. Посмотрим, превратятся ли они в такие же лао, которые продают нам китайцы.