Неделю назад в Нью Йорке заработала первая чайная Starbucks. Владельцы крупной сети кофеен решили обратить внимание на новую аудиторию – любителей чая, восточной культуры, здорового образа жизни и просто на тех, кто не любит шумные фастфудовские заведения. По данным РБК daily, в новом заведении вообще не будет кофе и даже традиционной зеленой русалки на кружках. Ее заменит фигурка человека в позе лотоса.
Недалеко от чайной на Мэдисон-авеню расположен крупный центр йоги. В этом же районе находится Центральный парк, куда многие жители Нью-Йорка приходят на пробежку и на занятия восточными практиками. Они могут стать постоянными клиентами заведения.
Год назад Starbucks приобрели чайную компанию Teavana, у которой открыто более 300 магазинов в разных концах мира. На основе опыта этой компании и будет работать новая чайная. Первые фотографии из заведения можно посмотреть, например, на сайте USA-today. Видно, что формат ти-бара специфический, ориентированный на чайную культуру в Соединенных Штатах. По данным Чайной ассоциации США, на которые ссылается РБК daily, 158 миллионов американцев, то есть половина населения, пьют чай каждый день. При этом 85% объема потребления приходится на холодный чай (ice-tea). В целом 65% продаж напитка приходится на пакетированный чай, 25% — на бутилированный и только 10% — на листовой чай.
«Почти через один год после приобретения нами Teavana интерес к чаю в Америке вырос на 16 процентов по сравнению с прошедшими пятью годами, – пишут на официальном сайте представители Старбакс, ссылаясь все на ту же Чайную Ассоциацию США. – Starbucks и Teavana создали захватывающий опыт, который поможет чайным энтузиастам и обычным любителям чая в удивительном путешествии в мир этого напитка».
«Это не “Липтон”, который пьет ваша мама. Разница между качеством чая в Teavana и обычным чаем – это как разница между свежевыжатым соком и концентратом,” – сказал исполнительный директор Starbucks Говард Шульц на пресс-просмотре ти-бара (перевод цитаты с Reuters.com). По информации на сайте Starbucks, новая чайная предложит потребителям премиум-сорта чая, чай ручного производства. При этом в меню будут и холодные чаи, и шоколад, и выпечка, и салаты.
Чайный ассортимент, предлагаемый на сайте Teavana, по большей части состоит из ароматизированных купажей чая с самыми разными фруктовыми и травяными добавками. Встречается пять-шесть наименований неароматизированного китайского чая, среди которых есть, например, «Лун Цзин». Он на сайте Teavana продается по 14,98 долларов за 20z. Указано, что загадочная лично для меня единица измерения 20z – это 25-30 чайных ложек листа. Можно прикинуть, что это в среднем от 70 до 120 граммов в зависимости от вида чая.
Starbucks собирается открыть не меньше тысячи таких баров во всему миру. Следующий появится в Сиэттле. В 1971 году компания начинала как продавец кофе, чая и специй, так что рынок для Старбакс новым не назовешь. Правда, в последние годы на чай приходился один процент от объема продаж. Теперь все меняется. Несмотря на то, что по объемам глобальный рынок кофе давно обогнал чайный, кофейные короли из Старбакс считают, что смогут развить это направление. «Мы сделаем для чая то, что сделали для кофе», – заявил Говард Шульц.
Российские эксперты, кстати, комментируя новость об открытии чайной, видимо, не были в курсе всех подробностей и удивлялись, как это Старбакс собрался зарабатывать на чайных. В российской традиции чайных клубов и чайных домов не подразумевается, например, наличия кухни. Но в том-то и дело, что без кухни, без ice tea и прочих адаптивных элементов идея, скорее всего, оказалась бы нежизнеспособной.
Если бы топ-менеджмент Старбакса решил открывать в США чайные по типу китайских, можно было бы подумать, что кто-то из руководителей стал поклонником чайной культуры и решил заняться благотворительностью. Не то чтобы формат традиционной чайной совсем уж безнадежен. Но даже российский опыт создания чайных показывает, что они изначально не были похожи на китайский “эталон”. В то же время ни российский, ни китайский форматы, очевидно, не подойдут для Нью-Йорка, и уж тем более – для дальнейшего создания глобальной сети чайных. А вот бизнес-модель Starbucks вполне имеет шансы на успех. Здесь учтены запросы общества на «здоровый образ жизни», адаптированную для западной головы «мудрость востока» и прочие неплохо продаваемые сегодня идеи.
Teavana продает не дорогостоящие и редкие сорта, а уже во многом традиционный для западного потребителя чай, закупочные цены на который невысоки. Заработать на нем будет несложно. Это доказал весь прошлый опыт работы компании. Тем более, что средний чек в ти-барах изначально выше, чем в обычных кофейнях Старбакса. Так что будете в Нью-Йорке на Мэдисон-авеню, зайдите в чайную по-американски, потом поделитесь впечатлениями. Впрочем, учитывая, возможности хозяев зеленой русалки, возможно, ти-бары скоро сами придут к нам.