Лечебные свойства камелии китайской на территории Поднебесной известны с глубокой древности. Первое упоминание о растении появляется 5800 лет назад в «Книге о травах». Авторство книги приписывают мифическому императору Шен-нуну. Он почитался как божественный земледелец, передавший людям множество знаний.
По легенде у Шен-нуна была бычья голова и нефритовый живот.
Однажды он проверял на себе действие 72 ядовитых трав, и смог излечиться благодаря росинке, случайно упавшей ему в рот с листа камелии китайской. В древности чайный настой использовали для выведения ядов и обеззараживания.
“Книга о травах” впоследствии была утрачена, но на ее основе в 7 веке был написан «Новый исправленный трактат о травах» – уникальный труд, в котором описываются 850 видов растений. Новый трактат дошел до наших дней лишь частично.
Лу Юй в своем «Каноне о чае», написанном в 8 веке, приводит цитату из «Книги о травах»: «Если чай и мин принимать длительное время, то это дает людям силу, радостное расположение духа и решительность». Мин — это древнее название чайного растения.
Со временем чай настолько вошел в обиход, что стал частью ежедневного рациона. Причем, сегодня древний способ употребления чайных листьев выглядит весьма экзотично. У Лу Юя описывается один из вариантов приготовления: «Когда хотят сварить напиток из мин, блин сначала прокаливают до красного цвета, затем растирают его в порошок и помещают в фарфоровые сосуды, заливая кипятком, покрывают его водой, приправляют его луком, имбирем и мандаринами. Такой напиток пробуждает от винного хмеля и позволяет людям не спать».
Бодрящие свойства чая заметили буддийские монахи. В период распространения буддизма в китайских землях чай стал использоваться в культовых практиках, в частности, при медитации. Широко известна легенда о том, как Бодхидхарма однажды заснул во время медитации, а когда проснулся, так рассердился, что вырвал себе веки, чтобы никогда не закрывать глаза. Веки упали на землю и превратились в чайные кусты.
В эпоху Тан чайная культура поднимается на новый уровень. Появляется множество трактатов о чае, где описываются особенности растения,способы приготовления и употребления напитка. Вместе с буддизмом чань (дзен) практика приготовления чая из Китая приходит в Японию и становится основой для японской чайной церемонии. В Китае же традиция употребления порошкового чая уходит в прошлое вместе со сменой династий.
Первый император новой династии Мин (1368 г.-1644 г) — по происхождению крестьянин — вводит для чаеводов требование ограничить производство плиточного чая. По одной из версий, он всего лишь узаконил простонародный способ приготовления чая, а может, преследовал и какие-то иные цели. Так или иначе, но именно в эту эпоху чай превращается в напиток светской элиты.
Знакомый всем листовой чай
Также как у греков, у китайцев была проблема с качеством воды. Эллины очищали воду вином, китайцы использовали другие способы. Есть предание, что подражая очередному императору, придворная знать стала обеззараживать воду чаем, а не рисовой водкой, как прежде.
Постепенно манера пить чай стала признаком причастности к высшему обществу. Начала развиваться индустрия фарфора и глины, появились новые виды чая и регионы производства. В это время рождается традиционная чайная церемония гун фу ча.
Мир и не заметил, как началась настоящая чайная лихорадка. Еще во времена Монгольской империи в 14 веке чай нередко использовался как обменная валюта наравне с серебром. Чаем торговали по всей Азии. Он познакомил и связал коммерческими узами монгольких, китайских, российских купцов.
К 17 веку чай узнали в Европе, а в 19 веке он стал традиционным напитком в России, а также в Англии и других европейских странах. В это время чайные кусты уже начали выращивать в Индии и на острове Тайвань.
Во второй половине 20 века, вместе с бурным развитием Китая, чайное дело переживает своего рода ренессанс — древние традиции вновь вспомнили на родине, в Поднебесной, а в других странах появляются последователи и исследователи старой чайной культуры. Среди ценителей особым уважением пользуются традиционные китайские виды чая. Пуэр стал практически культовым напитком, «раскруткой» которого занимаются целые институты.
На чайной выставке в Пекине.
Индийский и цейлонский чай пьют как повседневный напиток, дорогие китайские сорта покупают для коллекций. Элитные чаи дегустируют и ценят наравне с винами. Разве что листья камелии еще не стали валютой, как во времена первых потомков Чингисхана. Но то ли еще будет! История чая продолжается.